Для создания современного пневматического судоподъемного комплекса необходимо использовать надежные и удобные в эксплуатации краны, которые специально проектируются для работы на судостроительных верфях. Такие краны различают на стапельные, которые не имеют механизмов перемещения, и достроечные, которые бывают, как передвижные, так и стационарные.
Стапельные краны
Стапельные краны предназначены для работы на судостроительных заводах, на открытых местах в непосредственной близости от морей или больших рек.
При выборе стапельных кранов необходимо учитывать районные ветровые нагрузки.
Стапельные краны можно устанавливать на фундаментах, поскольку у них отсутствуют механизмы перемещения. Стационарные стапельные краны обычно имеют решётчатую металлическую конструкцию. Краны выпускают как с поворотной, так и с неподвижной колонной.
Время подъёма, перемещения и опускания грузов в этих кранах незначительно. Однако, они длительно поддерживают блоки, секции и отдельные детали корпуса в процессе их прихватки и приварки. Следовательно, нет необходимости оборудовать эти краны устройствами, обеспечивающими перемещение груза по горизонтали в течение изменения вылета. Стапельные краны должны обеспечивать точную установку соединяемых деталей корпуса. Точно так же, с большой точностью, без толчков и вибраций, эти краны должны опускать судовые механизмы или детали внутрь корпуса через узкие трюмы. Для этого механизмы подъёма и изменения вылета стапельных кранов, помимо рабочих скоростей, должны иметь посадочные (установочные) скорости.
Получение малых скоростей достигается механическим путём, а также различных электрических систем: двухскоростные двигатели, микропривод, система двигатель-генератор-двигатель.
Поскольку высота корпуса судна может быть очень большой, высоту подъёма стапельных кранов нередко делают свыше 30м.
Стапельные краны имеют следующие технические характеристики:
- грузоподъёмность от 2,5 т до 20 т;
- вылеты стрелы от 15 м до 30 м;
- высоту 15 м — 35 м;
- скорость подъёма 12,5 — 45 м/мин;
- скорость передвижения 15 — 20 м/мин;
- частота вращения 1,3 об/мин.
На таких кранах используются специально разработанные для судостроения различные типы талей в зависимости от выполняемых работ:
- для тяжелых судовых секций;
- для позиционирования и притяжения;
- для полособульбов;
- для листовой стали.
Достроечные краны
Характерной конструкцией береговых достроечных кранов является молотовидная стрела.
Молотовидный кран имеет горизонтальную ферму, которая опирается на вертикальную башню.
Различают три типа молотовидных крана:
Горизонтальная ферма опирается на многокатковое поворотное устройство.
Горизонтальная ферма представляет единое целое с решётчатой конструкцией поворотной колонны.
Колонна решётчатой конструкции неподвижна.
Горизонтальная поворотная часть представляет собой единое целое с вертикальной поворотной фермой — «колоколом».
Передвижные достроечные краны имеют следующие технические характеристики:
- Грузоподъёмность от 5 т до 75 т;
- вылет 18 м — 30 м;
- высота подъёма до 40 м.
Стационарные достроечные краны имеют следующие технические характеристики:
- грузоподъёмность 150 т — 450 т;
- вылет 40 м — 50 м;
- высота подъёма 40 м — 94 м;
- скорость подъёма 1,6 — 4 м/мин;
- скорость передвижения тележки 10-12 м/мин;
- частота вращения 0,12 об/мин.