Демпфер судовой, швартовый кранец - устройство, которое используется для амортизации ударов корпуса судна о причал или другое судно в процессе швартовки или буксировки. Это устройство должно обеспечить передачу нагрузок на возможно большую площадь борта и тем самым исключить его повреждение или остаточную деформацию.
По способу преобразования энергии отбойные устройства делятся на амортизирующие, демпфирующие, комбинированные. К амортизирующим, относятся эластичные и пневматические кранцы, к демпфирующим - гидравлические и газовые, к комбинированным - гидропневматические и гидроэластичные. Судовые кранцы подразделяются на постоянные и съемные.
Правила стоянки судна у причала не допускают образования крена, особенно в сторону противоположную причалу, так как в этом случае судно будет испытывать удары его подводной частью о каменные и железобетонные массивы причалов. Судно должно касаться причала бортом только в районе привальных брусьев, демпферов, кранцев и прочих отбойных устройств примененных для оснащения причальной стенки. В противном случае при нарушении правил швартовки и стоянки судов, а так же в случае пренебрежения расчетом, необходимым для подбора демпфирующих устройств и схемы их расположения, может произойти частичное или полное разрушение судна, вызванное ударами корпуса судна о причал.
Для обеспечения безопасности стоянки судов у причала, необходимо на первоначальном этапе определиться с выбором типа демпфирующего устройства и имея данные о флоте рассчитать амортизационное усилие а так же спроектировать схему размещения демпферов.