Судовые демпфирующие устройства (отбойные устройства), предназначены для защиты корпуса судна и причала от повреждений при подходе и стоянке судна у причала. При помощи демпферов обеспечивается минимальное расстояние между судном и конструктивными элементами сооружения. Однако при их использовании невозможно предотвратить повреждения сооружений и судов при нарушении правил эксплуатации, в частности, при превышении допустимой скорости судна при швартовке. Основным различием демпфирующих (отбойных) устройств является; конструкционное исполнение и схема крепления. Таким образом можно выделить основные типы демпфирующих устройств: по типу крепления- плавучие, подвесные и жесткозакрепленные, по типу исполнения- на основе вытянутой формы геометрической фигуры с полостью внутри (О,D тип И), трапецеидальные, конусовидные, в форме барабана и т.д.
Жесткозакрепленные демпферы
Резиновое демпфирующее устройство типа: Усеченный конус (Super Cone)
Коническая форма держит тело устойчивым подо всеми комбинациями осевых, сдвигающих и угловых нагрузок, форма эта идеальна для мест, где большие углы причаливания и тяжелые воздействия.
Дополнительное устройство внутри конуса предназначено для остановки перегрузки, чтобы предотвратить увеличенное сжатие, делая данный демпфер чрезвычайно надежным и стойким к повреждениям от аварийного навала. В качестве защитной плиты может использоваться рама, покрытая полиэтиленом с низким коэффициентом трения (UHMW-PE).
Отбойные устройства (ОУ) типа усеченный конус предназначены для восприятия осевых нагрузок, незначительно отклоняющихся от оси конуса перпендикулярной плоскости установки.
Растягивающая сила, действующая на стенки конуса не должна превысить номинальную реакцию на сжатие данного демпфера. Если это вероятно, тогда должны использоваться цепи против сдвигающих напряжений.
Схема и пример установки демпфера типа Super Cone
1. Отбойник типа "Super Cone'' 2. Стальная фронтальная рама 3. Облицовочные плитки низкого трения из полиэтилена ультра высокого молекулярного веса (UHMW-PE) 4. Весовые цепи 5. Амортизатор ударов весовых цепей 6. Устройство для натяжения цепи 7. Замоноличенный рым 8. Замоноличенный анкерный зажим из арматуры с пластиной |
9. Натяжные цепи 10. Цепная скоба 11. Замоноличенный анкерный зажим 12.Заделанный в оголовок подвесной рым для цепи 13. Цепи сопротивления сдвигу 14. Болт основания 15. Головной болт 16. Кольцевой выступ фронтальной рамы 17. Угловая фаска фронтальной рамы 18. Прижимные болты полиэтиленовых плиток |
Резиновое демпфирующее устройство типа: Наклонная панель
Данный тип демпферов образуется из устанавливаемых по паре или более резиновых элементов, по форме соответствующих наклонной резиновой пластине с креплениями. Элементы могут быть объединены в неограниченные перестановки по длине и ориентации, что вызывает увеличение величины воспринимаемой энергии. Самая простая система - UE-V, которая использует пары элементов и конструкцию плиты с UHMW-PE (полиэтиленом низкого трения). Данные отбойники объединяют в себе большое энергопоглащение, низкое трение и высокую износостойкость. При этом они дают экономическую альтернативу цилиндрическим и трапецеидальным демпферам за счет простой формы и низкой стоимости резиновых пластин.
Варианты компоновки отбойника из резиновых панелей:
Вариант 1- предусматривает наименьшую площадь установки (G) и наименьшую площадь контакта с бортом (S) т.е. является наиболее экономным.
Вариант 2- предусматривает большую площадь контакта с бортом судна и, следовательно, меньшее удельное давление на борт.
Вариант 3- предусматривает широкую установку резиновых панелей, т.е. требует большей площади установки, при этом уменьшает давление на борт судна и обеспечивается большая устойчивость на сдвиг всего блока.
Резиновое демпфирующее устройство типа: Арка, KBP &KCV типа
Арочные демпферы обладают большей энергоемкостью по сравнению с цилиндрами. Внутренняя полость арки имеет сглаженную форму, это способствует более равномерному распределению изгибающих напряжений и уменьшает вероятность появления трещин.
Усилие навала распределяется на несколько болтов, закрепляющих арку по контуру. Площадь воспринимающая навал расположена в центре между болтами (трапецеидальный профиль в продольном направлении), поэтому в любой точке давления болты расположены справа и слева. Фиксируется арка болтами через стальные листы, залитые в резину, что создает дополнительную амортизацию и распределяет нагрузку на всю площадь контакта арки. У некоторых типов арочных отбойников в основании стоек используются специальные наплывы для усиления наиболее напряженного узла отбойника. Так же используется усиление фасадной плоскости, которое призвано компенсировать износ от истирания и распределить давление на большую площадь борта судна.
Резиновое демпфирующее устройство типа: Цилиндр с жестким креплением
Для очень тяжелых условий применения (одиночные палы)




В практике эксплуатации морского флота при швартовных операциях в открытом море нашли широкое применение плавучие пневматические и мягкие пенонаполненные кранцы, размеры которых и поглощаемая ими энергия варьируются в широких пределах. Эти ОУ могут быть использованы на причалах для самых крупных судов и при стоянке у стенки в условиях.
Энергоемкость описанных резиновых отбойников повышается (в случае необходимости воспринять энергию навала более крупнотоннажных судов) путем увеличения размеров амортизаторов. Однако при увеличении размеров возрастает масса ОУ, что усложняет систему их закрепления, на поверхности причала; возрастает зазор между бортом судна и причалом, что затрудняет работу портовых механизмов и производство грузовых операций, осложняются изготовление и монтаж демпферов.